Три базовые позиции восприятия
В НЛП различают три базовые позиции восприятия, посредством которых осуществляется сбор и толкование накопленной информации.
- Первая позиция — это собственная точка зрения человека, когда человек сам видит, слышит и чувствует.
- Вторая позиция — это восприятие происходящего с точки зрения другого человека, мысленно войдя в которого, можно понять его отношение и поступки.
- Третья позиция — это взгляд на сложившуюся ситуацию с точки зрения постороннего или нейтрального наблюдателя. Это объективная оценка со стороны.
Перечисленные позиции восприятия в НЛП имеют большую значимость для эффективного поведенческого моделирования.
Все люди делятся на три типа – аудиалы, визуалы и кинестетики. Для первых очень важны звуки. Через них они получают большую часть информации об окружающем мире. Визуалы больше ориентированы на картинки, зрительные образы. Для кинестетиков важно другое: понюхать, пощупать, попробовать. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
- Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
- Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
- Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
- Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Паттерны |
Визуал |
Кинестетик |
Аудиал |
Дигитал |
ПРЕДИКАТЫ |
кажется
взгляд
яркий
перспектива
фокус
красочный |
чувствую
схватывать
касание
прочный
теплый
спокойно |
тон
громкий
отзвук
послышалось
звучит как...
ритмичный |
предикатов нет |
Структура субъективного опыта человека
В структуре различают уровни:
- Окружение, Что и кто меня окружает?
- Поведение, Что я делаю?
- Способности, Как я это делаю?
- Убеждения. Почему я так поступаю? В чем я убежден? Во что я верю?
- Ценности. Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни?
- Роль (самоидентичность). Кто я?
- Миссия. Каково мое предназначение? Зачем я тут?
Важные замечания Верхний уровень управляет нижними, т.е. каждый следующий логический уровень - от миссии к окружению - должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.
Пример:
Ситуация: Саша первый завтракает в семье и никогда не вытирает за собой стол
после еды.
Проблема: стол остается в крошках.
Эмоции: его действия вызывают негативные эмоции.
Алгоритм:
«Саша, когда я после тебя сажусь завтракать за стол, мои руки оказываются лежащими на крошках, поэтому что ты не вытираешь стол после себя.
Я начинаю испытывать сильный дискомфорт, и у меня возникает чувство, что ты меня не уважаешь!
Хотя на самом деле, я знаю, что ты относишься к женщинам уважительно, особенно к своей маме, которая о тебе заботится.
И именно поэтому каждый раз после завтрака вытирай стол.
И тогда я смогу ощутить твою заботу и почувствую себя комфортно!»
|